Перспективы и проблемы приборного учёта воды. Дистанционный съём показаний с водомеров.

Когда в городе начиналось оснащение индивидуальными водомерами квартир и частных жилых домов мы и подумать не могли, что такие простые бытовые приборы как индивидуальные водосчетчики окажутся не такими уж простыми и свалят на нас огромное количество проблем, связанных с ведением расчетов по показаниям этих приборов.
В соответствии с инструкцией о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, плата за коммунальные услуги взимается ежемесячно, исходя из фактического потребления этих услуг, исчисляемого из показаний индивидуальных или групповых приборов, а по квартирам, где индивидуальные водомеры не установлены, исходя норм водопотребления. Единой расчетной датой для снятия (контроля) показаний индивидуальных и групповых приборов учета расхода холодной и горячей воды, является последний день календарного месяца. В результате применения этой методики расчетов выяснилось, что месячное потребление воды по групповым водомерам, всегда превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков, и объемов по нормативам водопотребления.
В случае, когда в жилом доме установлены групповые водоизмерительные приборы и часть жильцов, не установила в своих квартирах индивидуальные водомеры, то, не смотря что по показаниям групповых водомеров жильцы потребили воды намного больше, чем по норме, мы вынуждены выставлять ежемесячно оплату только за нормативное водопотребление и водоотведение (Постановление Министерства ЖКХ РБ 04.08.2007 г. № 36 о внесении дополнений и изменений в инструкцию о порядке начисления жилищно-коммунальных услуг).
В сложившейся ситуации дорогостоящие установка групповых водомеров, их ремонт и обслуживание теряют всякий смысл, так как водоснабжающей организации ни кто не компенсирует затраты за поставку в дом неоплаченных объемов воды и мы вынуждены относить их на утечки.
В России этот вопрос в расчетах между поставщиком услуг и потребителем решился следующим способом. Ежегодно жильцам проблемных домов выставляется тринадцатая квитанция, компенсирующая «Водоканалу» затраты на поставку в дом неоплаченных объемов воды.
После оснащения квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета, потребление воды населением заметно снизилось, подъем воды соответственно тоже снизился, но процент утечки увеличивается.

Причин много, это утечки и несанкционированный слив во внутридомовой сети за пределами квартир, сверхнормативное потребление воды жильцами, не установившими водомеры и неоплата либо неполная оплата фактически потребленных объемов воды у жильцов в квартирах с индивидуальными водомерами.
С этой проблемой мы постоянно сталкиваемся при сверке показаний квартирных водомеров. Жильцы, установившие в своих квартирах и частных домовладениях индивидуальные водомеры снимают показания самостоятельно и часто платят меньше, чем положено либо совсем не платят. Некоторые берут цифры с потолка, посмотрят один раз на показания водомера и заплатят по счетчику за три куба, а потом каждый месяц оплачивают не глядя столько же, проще говоря, усредняют показания. Хотя в следующем месяце может быть использовано и пять и десять кубов. У некоторых накапливаются серьезные долги по 100-200 и более неоплаченных кубометров воды.
Чтобы контролерам абонентного отдела проверить правильно ли снимаются показания, необходимо попасть в квартиру, а жильцы не всегда пускают и порой возникают конфликтные ситуации. К сожалению, законодательная база в сфере жилищной политики устарела и несовершенна.
В настоящее время у нас остро возникла проблема как съема информации (в частности, считывание показаний водомера), так и непосредственного контроля за текущим потреблением жильцами воды. Не секрет, что многие умельцы различными способами вмешиваются в работу своих водомеров, дабы исказить достоверность показаний счетчиков.
Если с установкой электросчетчиков в свое время особых проблем не возникло, то с установкой водосчетчиков все оказалось не так просто.
Труба водоснабжения – не электропроводка, и иной раз водосчетчики приходится ставить не там, где удобно, а там где возможно. И насколько различны условия доступа к водосетям в конкретных помещениях квартиры, настолько различны и варианты размещения самих водомеров и, к сожалению не всегда удобные.
Для решения упомянутых выше проблем «Водоканал» использовал «Систему сбора информации телеметрической ИНДЕЛ» с целью дистанционного снятия показаний индивидуальных счетчиков воды. В этом случае сигнал с квартирного водомера, снабженного индивидуальным датчиком, в электронном виде подается на специальный прибор – контроллер нижнего уровня ИНДЕЛ-1716.
Информация о количестве прошедшей через счетчик воды непосредственно подсчитывается и запоминается в энергонезависимой памяти прибора.
Число подключенных счетчиков к одному контроллеру – 8 (четыре квартиры).
Контроллер заключен в закрывающуюся на замок небольшую металлическую коробку, которая закреплена на стене лестничной площадки.
Конструктивно контроллер дает возможность считывания актуальных показаний и суточных (часовых) архивов за последние 12 месяцев.
Сам контроллер подключен к водосчетчикам с помощью двухпроводного кабеля (длина соединения до 30 метров).
Весь прошедший через квартирные водомеры объем воды контроллером в кубометрах.
Прибор, внедренный специалистами нашего предприятия снабжен источником питания (встроенная литиевая батарея с четырех-шестигодичным сроком службы) и подключается по интерфейсу RS-485 к подомовому контроллеру нижнего уровня ИНДЕЛ-1708.
Контроллер нижнего уровня ИНДЕЛ-1708 обеспечивает 2-х стороннюю связь с диспетчерской по GSM-каналу, синхронизацию показаний счётчиков, снимает показания и ведет архивы с подомовых счетчиков горячей воды и водомеров, обеспечивает передачу тревожных сообщений при авариях или превышениях заданных уставок на счечиках воды или от дополнительных аварийных датчиков.
Программное обеспечение верхнего уровня «Системы сбора информации телеметрической ИНДЕЛ» позволяет по заданному пользователем графику или в любой момент времени в режиме реального времени производить централизованный учёт потребленной воды, получать текущую информацию или необходимые архивы со счетчиков, анализировать полученные данные, строить графики, сопоставлять расход воды с нормативами, обнаруживать утечки и хищения воды, формировать баланс между подомовым и поквартирным учетом холодной и горячей воды (что невозможно при традиционном способе съема показаний), готовить данные для биллинговых систем для подготовки и выписки счетов, позволяет жильцам видеть свои реальные расходы воды в указанном интервале времени.
Несмотря на небольшой промежуток времени эксплуатации, абонентная служба предприятия почувствовала большое преимущество данной системы, что сказалось в значительной экономии рабочего времени.
Если ранее для снятия показаний в 80-и квартирном жилом доме, непосредственно в водомерных узлах владельцев квартир можно было убить время одного-двух рабочих дней, учитывая то, что контролеру приходилось несколько раз приходить на дом, чтобы застать жильцов всех квартир. Теперь контролер на снятие показаний затрачивает максимум 30 минут и индивидуально посещает только квартиры недобросовестных абонентов.
В настоящий момент отзывы о работе данной системы только положительные.
Внедрение усовершенствованной системы дистанционного снятия показаний естественно ведет к увеличению стоимости водомерного узла в отношении к существующей системе, но при рациональном использовании системы быстро самоокупается.