За неуплату неизбежна расплата
Отключение воды в квартире за неуплату, штрафные санкции – к таким непопулярным мерам сотрудникам КПУП «Гомельводоканал» приходится прибегать часто. Как и почему такое происходит? Об этом рассказали в абонентном отделе КПУП «Гомельводоканал».
Учёт к экономии ведёт
В настоящее время 98 процентов населения Гомеля рассчитывается за оказание услуг по водоснабжению и канализации по индивидуальным приборам учёта расхода воды. Этот факт, а также внедрение дистанционного съёма показаний со счётчиков (пока в нескольких жилых домах), как показывают статистические данные, привело к снижению объёмов потребления воды гражданами (установившими приборы) до 60 и более процентов. Среднесуточное потребление её в этих случаях составляет 120 — 130 литров, меньше нормы в 140 литров, в пределах которой применяются субсидируемые тарифы. Однако при этом из общего количества потребителей услуг водоснабжения и водоотведения примерно каждый пятый житель города превышает лимит на воду.
В Гомеле для начисления безналичных жилищных субсидий семьям, не имеющим возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объёме (согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2016 года № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий») внедрена единая информационная система расчётов за жилищно-коммунальные и другие услуги (АИС «Расчёт-ЖКУ»).
После внедрения данной системы, начиная с июня 2017 года, КПУП «Гомельводоканал» поэтапно передал расчёты и начисления за услуги водоснабжения и водоотведения с потребителями Гомеля уполномоченным организациям, имеющим право производить начисление безналичных жилищных субсидий. В новой системе при оплате после ввода данных счётчиков появляется слово «перерасчёт» и сумма к оплате. Данная сумма перерасчёта есть плата за все коммунальные услуги в квартире, а не перерасчёт за воду.
Срыв пломбы, самовольство и другие ухищрения
Чтобы точно оплатить услуги, важно правильно снять показания. Как показывают проверки, проводимые работниками абонентной службы КПУП «Гомельводоканал», ими традиционно выявляются следующие нарушения: срыв пломбы на индивидуальном приборе учёта расхода воды; нарушение антимагнитной пломбы (наклейки) на нём как результат воздействия на счётчик магнитного поля; неисправность счётчика, о которой потребителем своевременно не было сообщено на предприятие; самовольное подключение к централизованному водоснабжению без разрешения предприятия; подключение водоснабжения мимо прибора учёта расхода воды и тому подобное. За все вышеперечисленные нарушения действующим законодательством предусмотрены меры ответственности.
В случае выявления самовольного подключения или подключения мимо прибора учёта производится начисление за количество израсходованной воды, определённое по пропускной способности водопроводного ввода (подключения) при скорости движения воды в нем 2 м/с и действии его полным сечением в течение 24 часов в сутки. В 2018 году при сечении трубы ввода 15 мм начисления составляет 802,68 рубля. Деньги немалые, и населению стоит задуматься, стоит ли хитрить. Если перейти к цифрам, за 10 месяцев нынешнего года КПУП «Гомельводоканал» было выявлено 157 фактов самовольного подключения к городской сети водопровода.
Сайт подскажет
Для предупреждения правонарушений на сайте предприятия размещены законодательные акты, регулярно обновляется информация о выявленных нарушениях и принятых мерах. Напомним, какие наказания предусмотрены за ухищрения. За срыв пломбы, нарушение антимагнитной пломбы (наклейки) или неисправный счётчик производится начисление за услуги водоснабжения и водоотведения по нормам, утверждённым местными исполнительными и распорядительными органами власти, с даты последнего достоверного снятия показаний приборов учёта расхода воды контролёром КПУП «Гомельводоканал» с применением тарифа, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. За 10 месяцев 2018 года представителями предприятия выявлена недоплата по индивидуальным счётчикам у 1390 потребителей. Произведено начисление объёма потреблённой воды в размере 175 060 м3 на сумму 255,98 тысячи рублей.
Внимание: типичные ошибки
Работники «Гомельводоканала» обращают внимание жителей города на выявляемые типичные ошибки при оплате ими за услуги водопровода и канализации. Некоторые горожане не снимают ежемесячно со счётчиков показания и пишут наугад. Не соблюдается нумерация счётчиков, указанная в договоре, что приводит в итоге к путанице показаний и начислению за подогрев, в том числе и по холодной воде. При оплате необходимо указывать последние показания счётчиков, а не объём воды – это позволит контролировать абоненту правильность начислений. При установке на холодную или горячую воду по два и более водомера необходимо при оплате указывать показания раздельно по каждому из них, а не суммировать объёмы. После проведения расчётов необходимо внимательно проверять на месте пробитые в квитанции месяц оплаты, показания, лицевой счёт, сумму.
Кстати, нужно знать, что, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 571 от 12 июня 2014 года, потребителю необходимо в течение одного расчётного периода после обнаружения факта выхода из строя прибора учёта воды, уведомить об этом КПУП «Гомельводоканал». Если этого не сделано и выяснится, что оплата производилась по несуществующим показаниям, придётся с момента последней проверки потребителя работником КПУП «Гомельводоканал» оплатить услугу по нормам воды для безучётных потребителей и тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Также в настоящее время, несмотря на почти стопроцентную текущую собираемость платежей, сохраняет свою актуальность вопрос задолженности населения за услуги водоснабжения и водоотведения. Она в большей степени имеет накопительный характер, то есть имеется определённая группа населения, которая по ряду причин (в основном материального и социального характера) не оплачивает задолженность на протяжении нескольких месяцев и даже лет (малоимущие, безработные, многодетные семьи и другие).
Не довести до отключения
Несмотря на отсутствие увеличения количества должников и значительных изменений в их качественном составе, увеличение тарифов влечёт за собой неизбежный рост просроченной дебиторской задолженности в денежном выражении. КПУП «Гомельводоканал» постоянно проводит работу по взысканию долгов с неплательщиков. Оформляются исковые заявления в суд, сообщается по месту работы неплательщиков о наличии задолженности. За 10 месяцев 2018 года подготовлено 150 нотариальных надписей на 70,08 тысячи рублей, 225 исковых заявлений на 137,16 тысячи рублей.
Только после принятия всех мер убеждения и принуждения предприятие вынужденно идёт на такие крайние меры как отключение злостных должников от городской сети водопровода. По состоянию на 1 ноября 2018 года такие меры были предприняты в отношении 380 должников. Последующее подключение – только за счёт потребителя после погашения долга. Также, при наличии систематических неплатежей, граждане могут быть выселены из занимаемых помещений.
КПУП «Гомельводоканал» просит всех своевременно и в полном объёме производить необходимую оплату. Это позволяет предприятиям ЖКХ обеспечивать населению города бесперебойное и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг.
Евгения МИРОНОВСКАЯ, «ГВ»